01 ноября 2012

День всех святых

1 ноября, в День всех святых, во время вечернего богослужения Церковь вспоминала всех почивших в прошлом и нынешнем году. Впервые прошла вечерня согласно чину, предписанному Литургическим сборником. (Автор фото – Николай Раппу. Последняя иллюстрация – фрагмент картины Сандро Боттичелли "Магнификат Мадонны". Исполнитель Magnificat в аудио-записи – Юлия Михайлова)

Вечерня совершалась в дореформационной Церкви и в лютеранской Церкви после Реформации. С древнейших времён вечернее богослужение было наделено глубоким поэтическим чувством. Римская церковь предпринимала постоянные усилия, чтобы придать ей особую торжественность, не одобрялось использование «низкоцерковной» музыки. В VI в. были введены респонсории [лат. respondere – «отвечать»] – песнопения, в которых чередуются пение литурга и прихода; это одно из наивысших достижений древней системы григорианского исполнения. Замена гимном такого исторического элемента, как респонсорий, приводит к литургическому и музыкальному обеднению. В период пиетизма и рационализма произошёл упадок заутрени и вечерни как форм приходского богослужения.
Лютер ценил вечерню, говоря, что эта форма не содержит ничего, кроме Слова Божьего, гимнов и молитвы. Действительно, она состоит в размышлении, благодарении и молитве, хотя и элемент прославления (как в Magnificat) также присутствует. Ниже приводится последование вечерни, объяснённое в книге Л.Д. Рида "Лютеранская литургия".

Да направится молитва моя,
как фимиам, пред лице Твоё,
воздеяние рук моих —
как жертва вечерняя. (Пс. 140:2)

  • Служба начинается с гимна.
  • Затем следуют версикулы [лат. versiculus – «строчка», «стишок»] – краткие респонсорные стихи из Псалмов в молитвенном духе: Пс. 50:17, 69:2.
  • Они, как и каждый Псалом в богослужении, завершаются малым славословием Gloria Patri, которое представляет собой формулу, сочетающую доктринальные и молитвенные ценности. Это краткое, но ясное исповедание веры в Святую Троицу, составляющее подлинно христианское завершение к ветхозаветным Псалмам при их использовании в христианском богослужении. Самой ранней формой Gloria Patri была следующая: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков». Арианская ересь отвергла вечность Сына и ввела в употребление форму «Слава Отцу в Сыне и Святому Духу». В ответ на это заблуждение православная партия восстановила первоначальную форму и добавила следующие заключительные слова: «Ныне, и присно, и во веки веков». Начиная с IV в. через использование Gloria Patri Церковь непрерывно несла своё свидетельство миру.
  • Затем поётся «Аллилуйя» – еврейское выражение «Хвалите Бога», которое часто используется в Псалмах.
  • Далее читается Псалом, после чего снова следует малое славословие. В этой части богослужения ярко выражен молитвенный и жертвенный характер вечерни (ср. Евр. 13:15).
  • Литург читает Писание.
  • Произносится проповедь.
  • Звучит кантик [лат. canticulum – уменьш. к cantucum – «гимн»] – схожий с гимном отрывок из Священного Писания, но не из Псалмов. Кантик Magnificat [лат. «Величит» – первое слово песни Марии в Лк. 1:46-55] нормативно используется на вечерне в Западной Церкви как минимум с VI в. Эти слова были произнесены Марией, когда она посетила свою родственницу Елисавету. Magnificat обнаруживает некоторое сходство с песнью Анны (I Цар. 2:1-10). В заключение кантика используется Gloria Patri, что делает частное благодарение Марии более общим благодарением всей Церкви. Он исполняется на один из григорианских псалмовых тонов. Мартин Лютер в 1521 г. написал небольшую работу, посвящённую Песни Марии.

  • Следуют краткие молитвенные воззвания – малая литания Kyrie eleison, с греческого – «Господи, помилуй». Она представляет собой христианскую версию синагогальной молитвы, основанной на Пс. 50:3. Библейская основа данного литургического призыва содержится также в Ис. 33:2; Мф. 15:22, 20:30. Во всех этих случаях мы видим крик нуждающихся и угнетённых, которые молят о Божественной милости и помощи. Kyrie – это сильный, простой, естественный призыв сердца. Здесь Kyrie представляет собой прелюдию к последующим молитвенным прошениям.
  • Затем все произносят Молитву Господню, которая служит образцом для наших личных молитв. Следует распеваемая поочерёдная молитва и молитва, читаемая литургом.
  • Прославление, основанное на славословии Книги Псалтыри (40:14, 71:19, 88:53, 105:48).
  • Благословение.
  • Завершает вечерню пение гимна.

Фотогалерея